Волею судьбы со мной произошла пара неожиданных, надолго запомнившихся встреч с «хозяевами тайги» в лесах Мелеузовского района, о чём я и поведаю сегодня читателям газеты «Путь Октября».
Второй «день рождения» палеонтолога
Стоял октябрьский солнечный день. Лес всё активнее сбрасывал с себя золотисто-красное красивое одеяние, становился всё более прозрачным. По лесной, покрытой листьями дороге, весело разговаривая, шли три туриста, направляясь в одно из красивейших и одновременно малоизвестных ущелий Башкортостана. Один из нас занимался палеонтологией. Интересы молодого учёного крутились вокруг костей различных животных, поэтому основной целью его появления в этих краях был сбор материала для дальнейших научных работ.
Среди большой поляны, у кромки леса, одиноко стояла лесная избушка, которая нас и приютила. Убранство таких домиков отличается редкой простотой, но всё необходимое для жилья они вполне могли предоставить путникам. Недалеко от избушки тянулся ручей, который через несколько сот метров врывался каскадами небольших порогов в ущелье с довольно высокими отвесными по обоим её берегам склонами. Именно в этом ущелье и произошла та самая первая встреча.
Дело было так. Я с палеонтологом отправился в это ущелье, чтобы помочь ему в сборе костных останков, которых много на различных скальных карнизах, углублениях, в небольших пещерках. Третий наш товарищ остался кашеварить у избушки. Углубившись в ущелье, чтобы скоротать и без того короткий осенний день, было решено разделиться с товарищем и исследовать каждый склон самостоятельно. Двигаясь по ним, нужно было собирать встреченный материал. Он полез на правый склон, а я стал подниматься на левый. Склоны ущелья были довольно высоки и отвесны, но прохождению вполне поддавались.
Далее случилось событие, которое я увидел своими глазами, ведь мне представилась такая возможность, будто бы я находился в кресле кинозала. Изрядно устав и достигнув примерно половины подъёма на склон, решил передохнуть, присев на очень удобный камень и начав наблюдать, как мой товарищ карабкается по противоположному склону. Весь этот вид предстал мне как на ладони. Склон был открытый, только в одном месте, чуть левее, росла берёза, которая чуть позже сыграла, может быть, самую решающую роль. Было видно, как мой друг наконец-то достиг какого-то ровного карниза, заканчивающегося справа нагромождением огромных камней и обрывом вниз.
И вот рядом с этими валунами немигающим чёрным оком смотрело на меня отверстие в скале. Это был небольшой грот. Именно в таких местах чаще всего обнаруживаются различные артефакты в виде костей давно вымерших животных. Товарищ данный грот тоже приметил своим профессиональным взглядом, и, опустившись на колени, медленно стал исчезать в ней.
Далее ситуация разворачивалась мгновенно, в течение нескольких секунд. Никогда не думал, что человек с такой скоростью может дать задний ход, и, подскочив и лавируя на одной ноге у края карниза, пуститься наутёк, издавая при этом ужасный душераздирающий крик. Такой истошный звук я никогда ещё не слышал. Это был крик страха.
В то же мгновение из пещеры вылетает не менее испуганный медведь. Зверь бросается в левую сторону - туда, где тропа заканчивается обрывом. Поняв, что безопасным отступлением здесь не пахнет, умное животное, естественно, начинает бежать по той тропе, по карнизу, по которому спасается мой двухметровый товарищ.
Я тоже не сижу на месте, пытаюсь громко кричать и почти кубарем скатываюсь вниз. Но мои действия тщетны, не могу вмешаться в эту погоню. Медведь спасается сам, а палеонтолог, оглянувшись и увидев, что зверь бежит за ним, подумал, что, настигнув, медведь бросится на него со спины. Товарищ сворачивает с тропы вниз к обрыву и, поддавшись законам гравитации, срывается с него. Но благодаря этой одинокой берёзе учёный, как белка-летяга, приземляется на её ствол, а не на раскиданные на дне ущелья острые камни. Медведь же в это время, преодолев замкнутую тропу, стремглав бросается вверх по склону и исчезает в еловых лапниках…
…Повышенную дозу адреналина в этой истории получили все, но думаю, что медведь - больше всего. Я поднялся к берёзке и успокоил вцепившегося в ствол дерева друга.
Мы всё-таки исследовали тот гротик. Медведь готовил в нём берлогу. А вот вернётся ли зверь в это укрытие после этого случая - большой вопрос. Я вспомнил слова моего друга, когда мы ехали ещё в машине из г. Мелеуза. Он говорил, что сколько не мотается по лесам, а медведя даже издали не видел. А тут он не то, что встретил его, а увидел своё отражение в зрачках этого зверя, с которым, по его словам, он столкнулся нос к носу в той пещерке. Пару секунд пришлось смотреть друг на друга, пока импульсы самосохранения не подали сигнал к отступлению. Вроде бы случай комический, но благодаря молодому возрасту медведя мой товарищ отделался лишь лёгким испугом. Более взрослый медведь одним ударом лапы просто закончил бы эту историю, превратив её в драму…
«Мишка» вышел «на рыбку»
Второй случай встречи с хозяином леса был не такой курьёзный, как первый, но всё же имел место в моей жизни, и заслуживает того, чтобы я о нём вспомнил. Произошёл он в конце августа на берегу реки Нугуш, в окрестностях водопада Куперля. В то время мы с уфимским товарищем совершали пеший поход по достопримечательностям Национального парка «Башкирия».
В один из дней был разбит лагерь на ночлег в вышеуказанном месте. Вечерело. Я занялся костром и «готовкой» ужина, а друг решил покидать снасти, чтобы пойманный трофей разнообразил наш походный стол. В уфимце я был уверен - рыбацкого опыта у него было «навалом», и он практически всегда возвращался с уловом. Сегодня же он задержался с рыбалкой. Уже давно готов ужин, а костёр потрескивает только ради тепла.
Поднявшись от костра, я пошёл поискать соратника. Медленно двигаясь вдоль реки, я краем уха услышал непонятный звук со стороны леса. Вот уже впереди поворот реки, за которым показался рыбак, и как раз в этот момент он выуживал приличную щуку. Я присел на берег и стал наблюдать за тем, как товарищ, сняв рыбу с крючка, понёс её на берег. И тут я вижу, как к нему навстречу из леса выходит медведь и, не боясь, целенаправленно идёт к человеку с рыбой. То ли рыба его приманила, то ли одинокий человек. Надо добавить, что оба фигуранта меня не видели.
Мой товарищ, подняв глаза и увидев зверя, отпрянул назад, рыба выскользнула из его рук и благополучно вернулась в свою родную среду. И я в ту же секунду начинаю оглашать окрестности громким криком и размахивать руками. Удивлённый хищник, повертев головой в разные стороны и как бы говоря: «Он что, здесь не один?», кидается в сторону леса и уходит…
На протяжении всей ночи хозяин тайги напоминал нам о своём присутствии: то дерево упадёт, то дневные птицы в ночной тьме проносились над палаткой, встревоженные, как мне казалось, всё тем же медведем, что блуждал в окрестностях. Ночь была тревожная, но утренний просвет сквозь тент палатки принёс нам долгожданное утро…
…Были и другие встречи с медведями, с прочими животными, но они носили скорее «скользящий» характер, а эти две встречи отпечатались у меня в памяти на всю жизнь.
Вместо эпилога
Если подвести итог этой пары историй, то по картине описанных событий видно, что в первом случае человек бежал от медведя, что безоговорочно противоречит всем правилам поведения при встрече с хищниками. Но с другой стороны, что же он должен был делать в этом ограниченном пространстве, если не бежать?! Хотя этот случай - скорее исключение из правил. Единственная и главная ошибка палеонтолога - это бесшумное поведение. Услышал бы зверь его пение, свист или хотя бы разговор самим с собой, он бы в лучшем случае поспешил уйти ещё до того момента, пока человек покажется ему на глаза. А во втором случае ошибкой является то, что рыбак ушёл из зоны видимости своего напарника.
По своей природе медведь не рассматривает человека в качестве своей добычи. Фактором нападения чаще всего является внезапное, незаметное появление человека или защита своего потомства. Отдельно стоит проблема шатунов - тех медведей, чей жировой запас не позволил им, так сказать, дозимовать до весны. Вот уж поистине опаснее этого медведя не найти, он будет пытаться напасть на первого встречного.
Одним словом, важно всем нам помнить, что лес - это дом диких животных, а мы в нём лишь гости!
Советы бывалого
Всегда нужно помнить, что медведь - это дикий зверь, он непредсказуем, и каждый раз в тех местах, где он обитает, нужно быть готовым к встрече с ним, а лучше попытаться избежать этих встреч, выполняя простые правила.
В поход лучше одному не ходить, пусть всегда с вами будет товарищ, который в чём-то сможет помочь. Сам факт наличия двух и более человек является отпугивающим фактором.
В лесу не нужно вести себя совсем тихо. Желательно громко разговаривать, смеяться, т. е. обозначать своё присутствие. Данный способ очень действенный. Практически любой зверь уйдёт с вашей дороги ещё до того, как вы увидите его.
Если у вас на шее висит свисток, необходимо периодически в него свистеть.
Случаи бывают всякие, и если, не дай Бог, всё же медведь напал и стал вас «терзать», то ни в коем случае не рекомендуется бежать. Наоборот, следует упасть навзничь, сложившись в позу эмбриона и прикрыв голову руками, притвориться мёртвым (хотя это ж какая сила воли нужна, чтобы так поступить, но зачастую этот метод спасает жизни). В большинстве случаев медведь любит мясо с душком, поэтому, увидев, что вы не двигаетесь, он, скорее всего, накидает земли, веток поверх вас и уйдёт. Но здесь же, опять-таки, как повезёт.
Медведь непредсказуем и может нанести смертельные увечья. Он не рискует нападать на тех, кто выше его ростом. Так что если произошла встреча на расстоянии, стоит попробовать, к примеру, поднять бревно или ветку.
Можно использовать хлопок петарды, но, ни в коем случае, не кидайте в его сторону камни и другие подручные средства, ведь это только раздразнит и разозлит хозяина тайги.
Ильнур БАЙГИЛЬДИН,
краевед.
Фото И. Нурмухаметова и автора..
На снимках: Краевед Ильнур Байгильдин в скалистом ущелье ручья Калмаш (Мелеузовский район).
Медведица - хозяйка леса (окрестности х. Серять Иштугановского сельсовета Мелеузовского района).
Ущелье ручья Калмаш зимой.
Медведи гуляют на природе.