Сегодня я расскажу вам, уважаемые читатели газеты «Путь Октября», о 99-летней женщине, которая в 1941-1945 годах принимала активное участие в лесозаготовке и работала в военном госпитале г. Советска Кировской области (Вятского края), ухаживая за ранеными фронтовиками.
Главу многодетной семьи раскулачили
Елена Антоновна Шигаева (в дев. Краснолобова) родилась 6 января 1921 года в селе Богородском Мелеузовского района в многодетной крестьянской семье. Была четвёртым ребёнком. Всего у Лены было восемь братьев и сестёр. Её родители занимались животноводством и земледелием. В своём хозяйстве имели коров и лошадей, необходимый для обработки земли сельхозинвентарь.
Когда в 1928 году в стране началась коллективизация, власти стали агитировать крестьян объединяться в колхозы. Но отец большого семейства был против новых непонятных «мероприятий». За такую «аполитичную» позицию в итоге сильно пострадал он сам и его семья. Его признали кулаком, изъяли всю живность и орудия труда, отправив в Восточную Сибирь.
Дети остались без отца. Судьба раскидала их по стране. Елена, получив четырёхклассное образование, уехала из села к родственникам со стороны матери в г. Советск Кировской области.
Трудовой фронт на лесоповале и в госпитале
Когда началась Великая Отечественная война, ей исполнилось 20 лет. Вместе с другими местными девчатами и женщинами оказалась в составе одной из бригад лесозаготовителей. Они, не зная выходных и праздничных дней, занимались повалом необходимой породы деревьев для фронта. Если пехотинец на фронте воюет, держа в руках винтовку или автомат, то в тылу, в дремучих лесах, женщины и девчата были «вооружены» ручными поперечными пилами на двоих и топорами. Лесоматериал нужен был для возведения оборонительных сооружений, военных заводов, производства ящиков для снарядов и патронов, для изготовления древесного угля как компонента взрывчатых веществ, для строительства линий связи, новых мостов на отвоёванной территории и для многих других целей.
Некоторое время довелось Елене Антоновне поработать и в военном госпитале. «Привозили раненых прямо с поля боя, - рассказывает она. - Порою, все в крови, грязные, в рваном обмундировании. Иногда не может солдат даже разговаривать. Покажет жестом руки на больное место и теряет сознание. Прежде чем врачи приступят к лечению, мы, девчата, приводили солдат в «божеский вид», если надо - заменим верхнее и нижнее бельё. Жили мы тогда в общежитии, соблюдая режим военнослужащих: в 6.00 - подъём, в 23.00 - отбой»
Вновь работая на лесоповале, Елена Антоновна встретила 9 мая 1945 года. «Когда мы узнали в лесу об окончании войны - все пилы и топоры откинули в сторону, - вспоминает Е. А. Шигаева. - Всюду раздавались радостные крики: «Ура, ура, ура! Победа! Победа!» Конечно, не все веселились. Те женщины, девушки, которые к этому времени успели получить похоронки или сообщения с короткой фразой: «Пропал без вести» на мужей, сыновей, братьев или отцов - плакали навзрыд...».
Демобилизацию омрачила кража
После Дня Победы бойцов трудового фронта начали поэтапно отпускать домой. В 1946 году пришёл черёд и бригаде, в которой трудилась Лена Краснолобова. Провожали их со всеми почестями. Состоялся митинг. Достойных награждали Почётными грамотами, ценными подарками. В числе передовиков была и 25-летняя Елена Анатольевна.
При посадке в пассажирский вагон мужчина средних лет изъявил желание помочь девушке подняться в вагон, взяв при этом у неё из рук тяжёлую сумку, где были различные купленные сёстрам и братишкам подарки и все документы о её работе на лесозаготовке и в военном госпитале. Зайдя в вагон, среди множества пассажиров этого «помощника» она не нашла.
По приезду домой новый паспорт получила, а остальные бумажки ей показались ненужными. Осенью этого же года она поступает в чайную Мелеузовского сельпо в качестве официантки. Окончив в 1946 году в Башпотребсоюзе курсы поваров, начала работать по новой специальности в столовой.
Вышла замуж за фронтовика и удочерила сироту
Знакомство с участником Великой Отечественной войны с Василием Осиповичем Шигаевым произошло на её рабочем месте в 1947 году. Он работал на авторемонтном заводе (АРЗ) слесарем и часто обедал в этой столовой, а в выходные появлялся в праздничном костюме, поблёскивая боевыми наградами на лацкане пиджака. В 1948 году они поженились. Жили дружно, безумно любили друг друга, но детей не могли иметь. Вероятно, повлияла на женский организм Елены Антоновны тяжёлая мужская работа в кировских лесах.
По обоюдному согласию супруги взяли осиротевшую 12-летнюю племянницу Тому на воспитание. Вот что Тамара Гавриловна Лазарева говорит о своей жизни в семье Шигаевых: «Звала я их всегда папой и мамой. После окончания десяти классов преподавала в начальных классах Даниловской школы русский язык и литературу. Затем получила заочное образование в Башкирском кооперативном техникуме. Работала товароведом в Мелеузовском райпо. Я очень благодарна маме, которая меня научила кулинарному искусству и другим житейским премудростям. В 1986 году на 67-м году жизни папы не стало. Мама живёт одна в доме по Костромской улице. Много лет ухаживаю за ней, хотя сама уже восьмой десяток разменяла».
Сидит вдова участника Великой Отечественной войны, труженица тыла у икон с горящими свечами, вспоминая тяжёлую военную и послевоенную пору, счастливые годы семейной жизни с любимым мужем Василием Осиповичем. А за плечами у Елены Антоновны жизнь длиною почти в век. И годы эти прожиты так, как надо.
На снимке: Труженица тыла Елена Антоновна Шигаева.