Феномен того, как к 42 годам одарённый талантом человек достиг такой неподдельной всенародной любви, пытаются разгадать вот уже пятый десяток лет тысячи исследователей жизни и творчества поэта, барда, актёр театра и кино, певца, прозаика, композитора и гитариста Владимира Семёновича Высоцкого.
Власти не удостоили его наград и регалий, да и сам он был против похвал системы, где любая личность превращалась в придаток, «шестерёнку» безжалостного и бездушного механизма. Ведь выше всего Владимир Высоцкий ставил свободу, право выбора, волю к самовыражению. И это находило самый живой отклик в широких слоях общества, у людей всех национальностей Советского Союза, ведь для иностранцев, сколько бы бард не ездил за границу, он оставался непонятым, непринятым, на которого в массе своей зарубежный зритель смотрел просто как на экзотику.
Именно поэтому Владимир Семёнович, безусловно, был, возможно сам того не осознавая, до мозга костей советским человеком, пропитанным романтическим духом шестидесятых годов, атеистически настроенным, преклонявшимся перед героической эпохой Великой Отечественной войны, боровшийся с затхлостью, застоем и лицемерием позднебрежневского периода, интуитивно чувствуя зарождавшиеся и исподволь лелеявшиеся партноменклатурой, функционерами и чинушами всех мастей ростки тех явлений, что привели к гибели великой державы и последующим трагическим последствиям.
Высоцкому завидовали, ему льстили, пытаясь «задушить» в дружеских объятиях, ставили препоны, старались подставить, оболгать. Да и сам Владимир как любой смертный не был идеален. Пороки с каждым годом всё более пагубно отражались на его здоровье, приводили к творческим перерывам. Он метался, пытаясь осознать свою роль в огромном водовороте событий и явлений, загоняя себя, работая на разрыв, до боли в сердце.
И на 43-м году жизни оно не выдержало. Столичные чиновники пытались замолчать факт смерти поэта. Но весть о кончине Высоцкого вмиг, словно молния, облетела весь Союз. К его дому, а после переноса гроба и к Театру драмы и комедии на Таганке, стянули пешую и конную милицию, устроили оцепление, а люди всё шли и шли. Более 50 тыс. чел. собрались, чтобы почтить память В. С. Высоцкого. Из тяжёлых отечественных магнитофонов, которые принесли с собой многочисленные участники гражданской панихиды, неслись на округу песни, исполняемые хрипловатым хорошо узнаваемым голосом барда.
28 июля Высоцкий был похоронен на Ваганьковском кладбище г. Москвы. Неслыханную прижизненную славу перевесила многократно посмертная. Уже после кончины ему присвоили звание, вручили посмертно награды, установили десятки памятников, назвали его именем теплоходы, самолёты, астероиды, географические объекты, издали первую книгу стихотворений «Нерв» и долгожданную виниловую грампластинку, сняли кино и документальные фильмы, телепередачи. Продолжали миллионными экземплярами «самиздатовские» магнитофонные плёнки, и всё больше появлялось уже официальных копий.
Александр КОРИЦКИЙ.
Фото из открытых источников.
На снимке: В. С. Высоцкий.