Что делать, если взломали аккаунт в WhatsApp*?
Все новости
События и факты
20 Декабря 2019, 17:15

По обе стороны Гиндукуша

…Служили два товарища - фраза, совпадающая с названием памятной киноленты 1968 года, подходит к двум моим собеседникам. Нурулла Шамсутдинович Шарафутдинов и Александр Викторович Рожков служили в Афгане практически в одно время - в 1980-1981 годах, в начале войны.

Афганистан… Большинство жителей севера и средней полосы Советского Союза до 1979 года толком и не слышали название этой приграничной и всё же такой далёкой во всех смыслах южной страны. И вот это слово, сокращённое в народе до краткого, как выстрел, - Афган, - стремительно ворвалось в декабре 79-го в мирную жизнь наших граждан. И не только в заголовках центральных газет и в выступлениях телеведущих «Международной панорамы», но и гулким звуком цинка спускаемых на землю, то там, то здесь, запаянных гробов с погибшими парнями. И звук этот печальный нарастал по городам и весям год от года…
…Служили два товарища - фраза, совпадающая с названием памятной киноленты 1968 года, подходит к двум моим собеседникам. Нурулла Шамсутдинович Шарафутдинов и Александр Викторович Рожков служили в Афгане практически в одно время - в 1980-1981 годах, в начале войны. Вот только по разные стороны горной системы Гиндукуш. На северной стороне, ближе к границе со среднеазиатскими республиками, нёс службу сержант Шарафутдинов, на южных склонах, вблизи пакистанских рубежей, также выполнял боевые задачи гвардии сержант Рожков.
Слово «шурави» до войны означало друг и брат
Средневековье выгодно многим
«Всё решали баи и муллы, - говорит ветеран. - Я спрашивал, почему не пользуетесь землёй, переданной вам новой властью. А мне говорят местные крестьяне: «Мулла запретил, это родовая земля бая». Вот так, минимум образования, максимум религиозного воспитания. Ловко управляли кукловоды местным забитым населением. В нас они видели угрозу своей власти, вот и настраивали против нас народ. А ведь афганцы отличные воины! С одним солдатом правительственных войск вместе в боевом охранении были. Разговорились. Решил узнать, кто лучше стреляет. Из его винтовки я в мишень сразу не попал. А он и из винтовки, и из моего «АКМ» поразил точно цель. Говорю ему: «Что после армии делать будешь?» Он отвечает: «В горы уйду к моджахедам. Куда мне деваться? Отец там, брат там». Вот тогда я начал понимать, что одной лишь силой афганскому народу не поможешь».
К разговору подключается Александр Викторович Рожков: «Точно, это верно подмечено. Однажды нашу разведроту направили на охрану одного из кабульских институтов. Разместили нас в общежитии. После палаточного лагеря возле аэродрома это была для нас шикарная гостиница. Да и в целом скажу, что не каждый советский университет располагал такими комфортными апартаментами для своих студентов. Две недели пролетели как в сказке, будто в отпуске побывали. В то же время всего в паре километрах от Кабула бывали в таких убогих кишлаках, что всего не опишешь. Диву даёшься, как там люди живут, да ещё по десятку детишек в каждой семье - обычное дело».
Уроженец д. Дмитриевки Нордовского сельсовета только в Афгане вживую увидел автоматы ППШ и танк «Т-34». До этого А. В. Рожков видел их ребёнком только в кинокартинах про Великую Отечественную войну. Но и это устаревшее оружие, переданное СССР в 50-е годы в знак дружбы Афганистану, в руках пуштунов, хазарейцев, калашей, памирцев и других местных народов было очень опасным.
Дочь своей Родины
До сих пор памятен рассказ «Солдатская пуговица» Почётного гражданина г. Мелеуза и Мелеузовского района М. Г. Пильнова. В нём он говорит о том, как встретил он в августе 1945-го на просторах освобождаемой от японских самураев Маньчжурии землячку Варвару, уроженку д. Бугульчан, вышедшую замуж за местного.
Подобный случай произошёл и с Нуруллой Шамсутдиновичем. Их подразделение на бронемашинах отправили на юг от Кундуза, в ещё более высокогорную провинцию Баглан. Вблизи г. Пули-Хумри летним знойным днём сделали у кишлака небольшую остановку. «Из одного строения вышла к нам загоревшая на южном солнце женщина в возрасте около 64 лет, - вспоминает Н. Ш. Шарафутдинов. - Одета в национальную одежду, разговаривает на местном языке. Я попытался узнать - далеко ли наше место назначения, используя башкирский язык, ведь на севере Афганистана довольно распространён узбекский язык, достаточно близкий по тюркской группе к моему родному. А она вдруг заговорила по-русски: «Я русский язык знаю, сынок. Из Вологодской области я родом. В 1936 году с мужем сюда из Туркестана перебрались. Так здесь и осели».
Я, конечно, удивился такой встрече. Вспомнил из курса истории о басмачах, белогвардейцах, белоказаках и раскулаченных крестьянах, сбежавших от Советской власти из российских областей и Средней Азии через границу в Иран и Афганистан... Колонна через считанные минуты снова начала движение. Мы с ребятами, не успев с ней толком поговорить и не узнать даже имени, дали ей свои съестные припасы, сухпайки и двинулись на броне в путь. Она ещё долго стояла у дороги и махала нам рукой, несмотря на поднимаемые машинами клубы пыли и гари, терпеливо провожала, пока мы не скрылись за поворотом».
Медаль за разведвыходы
«После третьего разведвыхода я считать их перестал. И днём, и ночью могли поднять по тревоге и отправить на разведку, - отмечает в беседе Александр Викторович. - Когда командир вручал нам медали «За отвагу», он сказал: «Задумывались ли вы, сколько жизней вы спасли благодаря своевременно обнаруженному противнику, вовремя занятой высоте, оперативно переданной информации о дислокации врага, его количеству и степени вооружённости?» Действительно, один раз мы буквально на две минуты опередили душманов, быстро поднявшись на господствующую высоту. А что такое один пулемётчик на возвышенности - объяснять, думаю, не надо».
Благодарен Александр Викторович своему командиру, гвардии лейтенанту, кавалеру ордена Красной Звезды Сергею Николаевичу Богатикову, который постоянными тренировками научил его и однополчан умению воевать и выживать в тяжёлых условиях высокогорья.
На вопрос: «Стоило ли вводить наши войска в Афганистан?» Оба ветерана выражают единое мнение: «Мы простые солдаты. Нас не спрашивали. С высоты прожитых лет, смотря на последующие события, считаем, что всё-таки нужно было. Мы на несколько лет сдержали ту угрозу, которая после нашего ухода из южной страны начала проникать в наше Отечество. Мы выполнили свой долг перед Родиной».

Для справки
Гиндукуш - горная система в Центральной Азии. Практически целиком находится в пределах Афганистана. Цепь скалистых пиков начинается от Памира и Гималаев и упирается в пустынные плато Ирана и Пакистана. С запада на восток Гиндукуш простирается на 1200 км, а его ширина с севера на юг составляет около 240 км. Название труднопроходимого высокогорья переводится как «убийца индусов».
Афганистан - страна, название которой состоит из двух частей. Первая - «афган», это персидское слово, которое переводится как «молчание» или «безмолвие», «немота»; с тюркских языков слово «ауган» («афган») переводится как ушедший, скрывшийся. Всё это так называемое внешнее название народа, в отличие от самоназвания. Аналогом в русском языке можно считать слова «немец», «немцы», то есть не умеющие говорить «по-нашему», немые. Так назывались все иностранные жители. Территория Афганистана труднодоступна и удобна для племён, которые по тем или иным причинам ушли или переселились в горы, сохранив свои независимость, язык, облик, веру от разного рода завоевателей Центральной Азии. Последняя часть названия, суффикс «-стан», восходит к индоевропейскому корню «ста» («стоять», «стоянка») и на персидском языке означает «место, страна».

Александр КОРИЦКИЙ.

Фото автора и из личных архивов

Н. Ш. Шарафутдинова и А. В. Рожкова.
На снимках: Ветераны-интернационалисты Н. Ш. Шарафутдинов и А. В. Рожков.
Афганская провинция Баглан. Снимок боевых товарищей на память у входа в духан (маленький сельский магазин). Н. Ш. Шарафутдинов стоит крайний слева. Июль 1980 года.
Афганская провинция Кундуз, Северный военный городок. Н. Ш. Шарафутдинов в нижнем ряду крайний слева. Март 1981 года.
Кабульский военный аэродром. А. В. Рожков крайний слева. Март 1981 года.
Читайте нас: