Что делать, если взломали аккаунт в WhatsApp*?
Все новости
Социальный аспект
7 Августа 2019, 13:00

Почему гибнут пчёлы?

Проблема массового отравления пчелосемей в текущем году имеет не районный и даже не республиканский масштаб. Аналогичная ситуация наблюдается по всему Поволжью и многим другим регионам России. По оценкам экологов, гибнут не только пчёлы, но и другие насекомые, мелкие и средние птицы, грызуны...

2019 год надолго запомнится пчеловодам по всей России как год пчелиного мора



Чтобы разобраться в причинах такого положения дел, мы обратились за консультациями к специалистам в области сельского хозяйства, ветеринарии, посетили понесшие ущерб пасеки, поговорили с фермерами.


- По нашему району поступило шесть обращений в ветслужбу о массовой гибели пчёл, - говорит начальник противоэпизоотического отряда Мелеузовской райгорветстанции Вадим Баширов. - Два из д. Туманчино, два из д. Узи, по одному из д. Дмитриевки Нордовского сельсовета и д. Дмитриевки Первомайского сельсовета. Всего пострадало 88 пчелиных семей. И это только официально зафиксированные сообщения.


Во всём виноват рапс


Как пояснил главный агроном отдела сельского хозяйства администрации района Аркадий Шафиков, изначальной предпосылкой создавшейся ситуации стали резко увеличившиеся с текущего года посевы рапса и отчасти горчицы. Являясь медоносами семейства крестоцветных, они не только привлекают пчёл, но и поражаются множеством насекомых-вредителей.


- Рапс - культура техническая, притом высокорентабельная, используется для изготовления рапсового масла, применяемого в качестве топлива за рубежом, - рассказывает Аркадий Васимович. - Хотя заказчик рапсового сырья и предъявляет определённые требования к пестицидам, которыми обрабатывают поля, всё же они, очевидно, ниже, чем к продовольственным культурам. Поэтому, как правило, поля опыляются ядами с высоким классом опасности несколько раз за сезон. А вредители с каждым разом становятся устойчивее, и приходится употреблять всё более агрессивные инсектициды. Кроме того, с 2011 года ни один орган исполнительной власти не занимается надзором за применением химикатов, следовательно, сельхозпроизводитель выбирает те, что дешевле, часто китайского производства, со всеми вытекающими последствиями.


По закону - и в жизни


Согласно ст. 21 Закона РБ «О пчеловодстве», лица, применяющие химические средства для обработки сельскохозяйственных культур, обязаны оповестить пчеловодов, имеющих пасеки, находящиеся на расстоянии менее чем пять километров от обрабатываемых растений, не позднее чем за пять дней до проведения обработок через СМИ, органы местного самоуправления на основании документально подтверждённого плана размещения пасек и похозяйственных книг. При этом указываются дата, способ обработки, уровень токсичности применяемых пестицидов, зона их применения и необходимость исключения вылета пчёл на определённый срок. Вот тут-то и начинаются проблемы.


- Во-первых, - объясняет главный агроном ОСХ, - хозяин посевов не всегда может ждать пять дней - за это время от растений может ничего не остаться. Во-вторых, большинство пасек не зарегистрированы, а значит, найти и оповестить лично их владельцев порой непросто. Да и те кочевые пасеки, что официально оформлены, могут находиться в таких укромных уголках, что не сразу и заметишь, а информация в маршрутных листах об их местонахождении носит довольно общий характер. Впрочем, закон и не требует объявлять каждому, но так надёжнее, ведь, увы, не все пчеловоды следят за местными новостями.


На пасеке Валентины Головиной



- Никогда такого не было! - возмущается Валентина Дмитриевна. - Погибли практически все лётные пчёлы, остались только те, что в ульях, расплод тоже пострадал. Предупреждения о химобработке не было. Мы надеялись в этом году на хороший медосбор, а теперь останемся и без мёда, и без полноценных пчелосемей.


- Рапс посеял впервые, но перед обработкой оповестил Араслановский сельсовет, а в Узе (Первомайский с/с) повесил объявление на киоск, - комментирует ситуацию владелец рапсового поля фермер Руслан Алимгузин. - Обрабатывал в фазе цветения, ранним утром и вечером. После обработки лёт пчёл не допускается в течение шести дней.


Без системных решений не обойтись


Как нам пояснили в райгорветстанции, пыльца, нектар, вещества, служащие сырьём для воска и прополиса, взятые насекомыми с обработанных посевов, аккумулируют в себе яды, продолжая отравлять пчелиные семьи, ульи, рамки с сотами. А ведь продукция пасек окажется на рынках, в пчеловодных магазинах, на столах простых любителей мёда. Кто сейчас спрогнозирует масштаб последствий?


Врио министра сельского хозяйства РБ Ильшат Фазрахманов в беседе с корреспондентом «Эха Москвы» в Уфе сказал, что в массовой гибели пчёл в Башкирии виновато неэффективное взаимодействие аграриев и пчеловодов.


Выходит, существующая ныне даже не система, а, скорее, традиция ведения сельского хозяйства оказалась совершенно не готова к изменениям, требующим согласованности действий растениеводов и владельцев пасек. Сегодня задача любого, кто трудится на селе, - просто экономическое выживание, а в таких условиях мало кто задумывается о благополучии окружающих. Хозяин пасеки не регистрирует её, избегая хлопот и расходов, с этим связанных, тем самым оставляя её «вне закона» и защиты. Владелец посевных площадей засевает наиболее выгодную культуру, не останавливаясь перед применением сильнодействующих ядов, отравляющих всё вокруг. А любимый «авось» мешает принимать обдуманные, взвешенные решения.


Понесёт ли кто-то ответственность за прямой и косвенный ущерб, нанесённый имуществу и здоровью граждан?



Естественно, не готовые к такому повороту событий владельцы пасек в большинстве своём не успели грамотно оформить доказательства понесённого ущерба, а значит, остались и без мёда, и без пчёл, и без возмещения убытков.


По оценкам ряда пчеловодов, потери немалые: для небольшой стационарной пасеки в 15 ульев это примерно 150 тыс. руб. упущенной выгоды от реализации мёда, около 100 тыс. руб. стоимости погибших пчелосемей, не говоря уже об отравленном воске, сотовых рамках и моральном вреде.


Первоочередные меры: рекомендации специалистов

- Чтобы в дальнейшем быть готовыми к подобным ситуациям, рекомендуем пчеловодам обязательно регистрировать пасеки, работать в тесном контакте с ветслужбой, своевременно проводить исследования пчелиного подмора, расплода, ревизии пасек и главное - о случаях гибели пчёл немедленно информировать нас, - подчеркнул Вадим Илдарович.


А. В. Шафиков сообщил, что ОСХ призвал всех сельхозпроизводителей обязательно предупреждать о применении пестицидов. Однако он отметил, что во избежание конфликтных ситуаций пчеловодам нужно согласовывать постановку пасеки с владельцами посевных площадей, следить за объявлениями в СМИ о предстоящих химобработках, поддерживать связь с сельсоветами.


Пчеловоды в свою очередь предлагают разные пути решения данной проблемы. Одновременно они отмечают, что есть ответственные растениеводческие хозяйства, которые заблаговременно предупреждают об обработках полей не только через СМИ и местные власти, но также путём обхода всех близкорасположенных пасек и расклейки объявлений, что даже сверх обязанностей, накладываемых законом, тем самым уберегая пчёл.


Пчелиный мор 2019 года уже вызвал широкий резонанс не только среди непосредственных участников конфликта, но и на уровне федеральной власти. К решению вопроса подключаются Государственная Дума РФ, Генеральная прокуратура, Президент РФ. Остаётся надеяться, что будут приняты достаточные меры, чтобы в следующем году пчеловодство, как отрасль сельского хозяйства, получило реальную защиту государства.



Читайте нас: