Мне как туристу, часто блуждающему с заплечным мешком среди гор и тайги, приходилось сталкиваться с лесными домами, жить в них. О некоторых из них, особо запомнившихся, постараюсь рассказать в этой заметке. Само название статьи «Изба без замка» не лишено основания, ведь в большинстве своём из соображений законов выживания подобные избушки не должны иметь запирающихся на ключ замков. Максимум, что придерживает дверь закрытой, - это деревянная щеколда или металлический крючок. Это нужно для того, чтобы случайный гость - будь то турист, рыбак, охотник или заблудившийся человек - смог легко проникнуть внутрь, обогреться, посушиться или же просто переночевать в более-менее комфортных условиях. Внутреннее убранство подобных лесных домиков включает в себя настил для сна, часто грубо сколоченный стол, и самое главное - простую печь по типу «буржуйки», которая в короткий миг согреет не только стены и пол, но и вашу душу. Как правило, избушки срублены у ручьёв, чтобы у временного хозяина не было проблем с источником питьевой воды. Зачастую под потолком подвешен старенький чайник или котелок, имеется простенькая посуда, а на стене на обычном вбитом гвозде можно обнаружить пакет с долгохранящимися продуктами, оставленными предыдущими хозяевами. У печки аккуратно сложена стопкой вязанка приготовленных сухих дровишек, предназначенных для первой растопки. Всё это негласное правило, так сказать, лесной этикет путников: использовал, обогрелся, поблагодарил - оставь после себя другим то же самое, если ты в полном здравии и продолжаешь свой путь!
Так как я проживаю в Мелеузовском районе, расскажу пару историй из своих знакомых мест. Половину нашего района занимают обширные лесные пространства, особенно в той части, где раскинулись границы национального парка «Башкирия», в пределах которого лесные избушки встречаются на том или ином участке.
Встреча с медведем
Однажды появилось огромное желание отправиться в пеший поход. Вроде бы и попутчиков нашёл, договорились в определённый день выдвинуться в путь, но к назначенной дате, как это часто бывает, я остался один. У друзей внезапно появились неотложные дела: одному срочно необходимо было уехать на свадьбу, другого вызвали на работу. Расстраиваться не стал и, закинув рюкзак на плечи, отправился в поход без товарищей. Когда ты идёшь в лесу один, то доверяешь только самому себе и за всё, что происходит вокруг, ответственность несёшь тоже сам. В этот момент все органы чувств обостряются: слух становится тоньше, зрение яснее, обоняние отчётливее. Складывается такое ощущение, что никто тебя в лесу не боится, не старается укрыться, притаиться: вот из кустов перед тобой не спеша выскакивает заяц, проползает под ногами змея, пропорхнула редкая птица, а в глубине леса громко треснул сучок под тяжестью какого-то зверя - всё ты видишь и слышишь!
Первую свою ночёвку решил организовать в лесной избушке на поляне Калмаш. Изба, окружённая соснами, располагалась у края поляны на берегу живописного ручья. Рядом с домиком кем-то обустроено уютное костровище с небольшими лавками по кругу. Присев на одну из них, оглядел своё жилище на ближайшие сутки. Здесь я не впервые, приходилось уже ночевать. Избушка стоит вдали от лесных дорог, и о её существовании известно лишь знающим людям.
Единственное, что было мне не по душе, это то, что сегодня был один. По своей природе я не любитель оставаться в компании с самим собой, в такие моменты время замедляется, минуты кажутся часами. Вот заготовил дрова, сходил на ручей, приготовил обед, обустроился и убрался в избе, создал в ней уют - столько дел переделал, а минул всего лишь час. Чтобы скоротать время, захватил фотоаппарат и отправился к противоположной стороне поляны к скальным выступам, обрывающимся к долине ручья. Местность здесь уникальная, скалы возвышаются так высоко, что с их уступа журчащий внизу ручей с каскадами небольших живописных водопадов кажется тоненькой струйкой. Лишь шум падающей воды с небольших валунов выдаёт присутствие в ущелье крупного ручья!
Вернулся к избушке вновь, поел, понежился на солнышке, понаблюдал за жизнью вечно трудящихся муравьёв. Вспомнил, что с собою взял книгу. Мой взгляд остановился на чердаке избы, открытом с обеих сторон, без фронтона. Там, наверное, удобно полежать и почитать - и через минуту уже был там. Спустя какое-то время решил немного размяться, поднялся, оглядел с высоты округу: вот внизу догорает мой костёр, мягко стелется по земле дым, теряясь вдали среди высокой травы.
Вдруг боковым зрением заметил среди растительности какое-то движение. Пригляделся и обомлел: огромный бурый медведь медленно пересекал поляну. Я был впечатлён его размерами даже несмотря на то, что нас разделяло около ста метров. Таких особей ещё встречать не приходилось! Медведь заметил моё движение на чердаке, остановился, принюхался и вдруг пошёл по направлению к избе...
Полная версия статьи в газете "Путь Октября" за 4 июля.
Ильнур БАЙГИЛЬДИН.