Жителям Башкирии разъяснили о доплатах к пенсии за сельский стаж
Все новости
Новости
31 Марта 2023, 16:36

Перспективы у малой пилотируемой и беспилотной авиации в Башкортостане есть

Вопросы развития малой (легкой, сверхлёгкой) пилотируемой и беспилотной авиации в регионах России, включая Башкортостан...

Перспективы у малой пилотируемой и беспилотной авиации в Башкортостане есть
Перспективы у малой пилотируемой и беспилотной авиации в Башкортостане есть

Вопросы развития малой (легкой, сверхлёгкой) пилотируемой и беспилотной авиации в регионах России, включая Башкортостан, сегодня вышли на первый план в контексте обеспечения военной, продовольственной, экономической и экологической безопасности нашей страны. Об этом в «Башинформе» на заседании круглого стола заявил заместитель руководителя рабочей группы общероссийской федерации сверхлёгкой авиации по применению сверхлёгкой авиации в экономике РФ Михаил Кисиль.

Есть ли будущее у лёгкой, сверхлёгкой и беспилотной авиации в регионах? Безусловно, да, убеждён эксперт.

Это подтверждают и сравнительно недавние события. Напомним, осенью Глава Башкортостана Радий Хабиров и индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков провели в Москве заседание межведомственной комиссии по развитию сотрудничества между республикой и госкорпорацией.

Участники заседания отметили, что предприятия «Ростеха» играют важную роль в реализации оборонного заказа и достижении технологического суверенитета.

«Взаимоотношения нашей республики и предприятий «Ростеха» носят постоянный и последовательный характер, - сказал тогда Радий Хабиров. - Из практически 100 поручений по итогам предыдущих заседаний МВК большинство - в стадии реализации. Главный итог работы - мы обеспечили портфель госзаказов для предприятий «Ростеха» в Башкирии. Есть хорошие перспективы по выпуску беспилотных летательных аппаратов».

Одновременно Глава Башкирии отметил эффективную работу пожарного вертолёта «Ка-32А11ВС», который изготовили для республики на Кумертауском авиапредприятии.

«В этом сезоне винтокрылая машина показала свои возможности по ликвидации природных и техногенных пожаров», - рассказал Р. Хабиров А. Сердюкову.

Вертолёт «Ка-32А11ВС» приобретён Госкомитетом РБ по ЧС по поручению Радия Хабирова для нужд республики, в том числе для проведения аварийно-спасательных работ и пожаротушения.

Кроме того, новый вертолёт позволит спасателям проводить мониторинг ледовой обстановки на водоёмах, включая разведку затороопасных участков паводкоопасных рек, а также проводить поисково-спасательные работы.

«Решение Радия Хабирова о приобретении спасательно-пожарного вертолёта было очень своевременным, - подчеркнул на торжественной церемонии вручения вертолёта спасателям Башкортостана Премьер-министр Правительства РБ Андрей Назаров. - Ещё два года назад здесь, в «КумАПП» были сложности с заказами. Сейчас этот вопрос практически закрыт. По итогам 2021 года производство выросло в полтора раза. При этом процесс загрузки предприятия будет увеличиваться. Мы благодарны «Ростеху» и холдингу «Вертолёты России» за внимательное отношение к авиационной промышленности, и в частности, за поддержку «КумАПП». Такое возрождение этого предприятия, и в целом авиастроения, даёт нам основания считать, что Россия становится сильнее, и наша республика остаётся оплотом для большой страны. Мы в состоянии выполнить любой проект, который руководство страны ставит перед нами».

Между тем в середине февраля 2023 года Президент России Владимир Путин анонсировал отдельный национальный проект для развития беспилотных летательных аппаратов.

В каждом регионе страны создадут научно-производственный центр по беспилотной авиации, будут строить инфраструктуру для широкого применения дронов.

В нашей республике имеется солидная база. К примеру, уфимское ООО «Интегральные роботизированные технологии» производит беспилотные летательные аппараты, а также разрабатывает программное обеспечение для обработки данных воздушного мониторинга.

«Геоскан-Уфа» реализует проект по созданию радиоэлектронного технопарка «РВ-1», в рамках которого также будет разработка и производство БПЛА.

АО «КумАПП» реализует проект по созданию беспилотной авиационной системы вертолётного типа с МВМ 200 кг (БАС-200).

«Задача - все 89 регионов России должны как можно быстрее сформировать спрос в беспилотных авиационных системах (БАС) и посчитать, сколько и каких беспилотников нужно производить. Развитие беспилотной авиации в таких масштабах - это не просто новые производства, а целые заводы, испытательные центры. Это транспортная авиация, гигантские летательные аппараты, маневренные микро-БЛА. Для промышленности это очередной вызов и очередная же точка роста», - считает глава минпрома Башкортостана А. Шельдяев.

Применение малой авиации в народном хозяйстве СССР было широко развито, причём в самых разных отраслях. Выполнялся целых ряд авиационных работ, не только авиаперевозки.

Однако в 1990-е годы из-за экономических проблем объём авиаработ резко снизился. В 2000-е годы они возобновились, в частности, в сельском хозяйстве. Сегодня в целом по России авиахимобработка полей составляет около восьми миллионов гектаров, но потребность гораздо больше.

«Если мы ничего не будем делать, то медленно, но верно исчезнем из правового поля. Сейчас важно устранить установленные нормативные барьеры, неадекватные ограничения, сдерживающие развитие лёгкой и сверхлёгкой авиации. К сожалению, изменения на законодательном уровне проходят очень медленно, но они есть. Если будет государственная воля на развитие лёгкой, сверхлёгкой и беспилотной авиации, то её будущее очень перспективно. Причина проста - её применение очень широко, и интерес к ней есть, причём большой, - подчеркнул заместитель руководителя рабочей группы общероссийской федерации сверхлёгкой авиации по применению сверхлёгкой авиации в экономике РФ Михаил Кисиль. - Что касается задела Башкирии, то не могу не отметить тот большой объём работы, который уже проделан федерацией авиации общего назначения под руководством Сергея Минигулова и уфимским авиационным учебным центром. Работа проделана огромная».

Перспективных областей для применения лёгкой и сверхлёгкой авиации в России в целом и Башкортостана в частности очень много.

«Помимо сельского хозяйства, это и земельный кадастровый учёт (аэрофотосъёмка), и поисково-спасательные работы, и санитарная авиация, и наблюдение за животными в нацпарках, и, конечно, аэротакси. В последнем случае речь идёт не только о вертолётах, но и самолётах с коротким путём взлёта и посадки в пределах нескольких метров. Дальнейшее совершенствование законодательной базы, допуск в воздушное пространство позволит аэротакси играть такую же роль в жизни людей, как и автотранспорт», - убеждён директор по развитию ООО «Ост АвиаКомпани» Игорь Лясович.

Аналогичной точки зрения придерживается и руководитель авиакомпании «РусАвиа» Дмитрий Торопов, по мнению которого у народного хозяйства имеется серьёзная потребность в различных видах авиационных работ.

«Мы считаем себя наследниками традиций авиакомпании «БАЛ» и уже более 22 лет работаем как самостоятельное авиационное предприятие. Расширение авиаработ приводит к росту экономики в целом», - заявил он.

Однако нельзя забывать об одном немаловажном факторе - авиационные работы - это строго сертифицируемый вид деятельности. Они регламентируются Воздушным кодексом и Федеральными авиационными правилами. Эти законы и правила обязательно должны соблюдаться всеми участниками рынка - как исполнителями, так и заказчиками.

«Давайте проведём аналогию с автотранспортом - мы все строго следим за сертификацией наших перевозчиков. Прошли уже те времена беспредела в автобусных перевозках по Башкирии и России в целом. Вот так и в авиации - всё должно быть качественно, безопасно, законно, и зачастую, это бывает совсем недёшево. Таким образом, демпинг на рынке авиаработ в большинстве связан с пренебрежением к действующему законодательству и безопасностью предоставляемых услуг», - рассказал Дмитрий Торопов.

Он также отметил, что Правительством РФ приняты несколько программ по развитию авиации и авиационной промышленности в условиях санкций со стороны недружественных стран. Запланирован выпуск новых типов воздушных судов с отечественными двигателями и комплектующими.

«Такие решения руководства нашей страны мы можем поддержать выполнением авиаработ только в рамках закона на новых сертифицированных судах. Эти авиаработы востребованы в нефтегазовом секторе, здравоохранении и других областях хозяйственной деятельности», - добавил Д. Торопов.

Отдельная и важная тема - авиапатрулирование лесов. Площадь лесов в республике - шесть млн га. Авиационное патрулирование проводится по шести основным маршрутам, большинство из которых выполняется из Уфы. Кроме того, в дни высокой пожароопасности используются ещё 24 маршрута с местами базирования в потенциально пожароопасных местах.

«С 2019 года облёты начали выполнять на легкомоторных судах. Это позволило снизить цену лётного часа и увеличить кратность полётов, а значит - повысить оперативность реагирования на возгорания», - констатировал на заседании круглого стола руководитель центра предупреждения и тушения лесных пожаров РБ Айрат Юсупов.

По его словам, практика 2022 года с вылетами из мест потенциально пожароопасных в горнолесной зоне Башкирии (Белорецк, Старосубхангулово, Зилаир) дала положительный результат. Экономия времени составила от 1,5 до 2 часов.

По информации министра лесного хозяйства РБ Марата Шарафутдинова, в 2022 году общий налёт составил более 600 часов. Это почти втрое больше, чем в 2021 году.

«Перспективы развития малой авиации в Башкирии зависят от бизнес-сообщества, которое желает этим заниматься. У нашего бизнес-сообщества такое желание есть. Мы это видим и готовы повсеместно содействовать и помогать. Это развитие необходимо, причём во многих отраслях, включая туристическую. Поэтому мы будем прикладывать все необходимые для этого усилия. Прямого финансирования на эту отрасль не предусмотрено, поэтому мы ищем инвестиционный потенциал, чтобы развивать необходимую инфраструктуру для малой авиации. Будет инфраструктура, будет и понимание развития отрасли в целом», - прокомментировал по итогам круглого стола замминистра транспорта и дорожного хозяйства Башкортостана Руслан Гарипов.

К СВЕДЕНИЮ

Понятия «лёгкая авиация», равно как и «малая авиация», в законодательстве Российской Федерации нет. «Лёгкая авиация» является собирательным понятием, которое объединяет в себе полёты на воздушных судах максимальной взлётной массой от 495 кг до 3100 кг (вертолёты) и до 5700 кг (самолёты)[1]. Летательные аппараты массой до 495 кг относятся к сверхлёгким воздушным судам.

п. 2 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 года N 60-ФЗ гласит:

Легкое воздушное судно - воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 килограммов, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 килограммов.

Полёты лёгких воздушных судов могут выполняться как в коммерческих целях, при осуществлении авиационных работ и перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях, так и в личных (не за плату) целях (авиация общего назначения).

Лёгкая авиация в России, по мнению ряда экспертов, находится в глубочайшем кризисе. В отсутствии четко прописанных в законодательстве классификаций типов авиации и критериев безопасности, регулирующие органы ограничивают обучение пилотов в частных центрах подготовки (за последние полтора десятка лет закрыто 225 центров), затрудняют выдачу сертификационных документов для летной техники, аэродромов и посадочных площадок. Все это, по мнению социолога Егора Мулеева, руководителя исследовательского проекта «Летное поле: деятельность „малой“ авиации в условиях регуляторной составляющей» фонда поддержки социальных исследований «Хамовники» приводит к сокращению авиационной инфраструктуры, появлению разных видов официальных, неофициальных и полуофициальных видов заработка: от «покатушек» до авиационных химических работ (АХР), а сама «легальность» является «предметом торга».

Действующие на сегодняшний день аэродромы и посадочные площадки легкой авиации были построены, преимущественно, в советское время. При этом значительная часть аэродромов и посадочных площадок в 1990-е были заброшены. Оборудование с них было расхищено местными жителями, взлетно-посадочные полосы пришли в негодность, а в отдельных местах «перепрофилировались» в дороги общего пользования, соединяя населенные пункты.

Наиболее полная информации по состоянию аэродромов, вертодромов и посадочных площадок в России содержится на специализированном сервисе АОПА-Россия.

24 мая 2021 года Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение о закрытии для обслуживания воздушных судов 44 гражданских аэродромов. В перечень вошли аэродромы Богучаны, Енисейск, Каменка, Комсомольск-на-Амуре (Дзёмги), Тура-МВЛ, Онега, Ярцево и другие. Основная часть из них расположена в Заполярном районе Ненецкого автономного округа, Архангельской области, Красноярском крае и Иркутской области. Это вызвало волну недовольства общественности.

Позднее Росавиация объяснила постановление о закрытии 44 аэродромов:

«Распоряжение издано в целях уменьшения финансовой нагрузки на операторов аэропортов. Перевод инициируется операторами аэродромов в целях оптимизации финансовой деятельности и не предполагает снижение интенсивности полетов воздушных судов и объемов перевозок», — заверили в Росавиации.

В октябре 2021 г. в рамках своего выступления на парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему «О развитии инфраструктуры региональных аэропортов и расширении сети межрегиональных пассажирских авиационных маршрутов в Российской Федерации» заместитель министра транспорта Российской Федерации Александр Суханов попросил парламентариев ответственно подходить к подготовке к обсуждению вопросов об авиации:

«... вышло постановление Правительства о закрытии 44 посадочных площадок — тоже все говорили, что в этом транспортная безопасность виновата. В итоге, начали разбираться мы с коллегами из авиационного департамента — а это пришли официальные запросы от губернаторов, от их замов, о том, чтобы закрыть эти посадочные площадки. Почему? Потому, что, коллеги правильно говорили, где-то населения мало, где-то нету денег на содержание инфраструктуры, где-то закончилась необходимость осуществления перевозок, и они больше не эксплуатируются. Коллеги, это не Минтранс придумал, а обратились регионы», — сказал Александр Суханов.

Еще одним крупным «владельцем» аэродромов легкой авиации были в советское время аэроклубы ДОСААФ. По данным исследователей сегодня зарегистрировано более 100 клубов, большинство из которых с техникой (планеры, вертолеты, учебные самолеты), оставшейся с советских времен и практически не поднимающейся в воздух. После развала СССР аэроклубы начали активно распродавать свое имущество, многие были ликвидированы или переведены на совместное базирование на военные аэродромы. Кое-где, силами энтузиастов, удалось сохранить отдельную инфраструктуру: взлетные полосы, ангары, административные здания. Чаще всего инфраструктура таких аэродромов, построенных в советское время, является неоформленным коммунальным имуществом. Здания не поставлены на кадастровый учет, земля под ними принадлежит государству и не отмежевана. В случае любой крупной проверки подобные схемы аренды будут признаны незаконными. А в случае, если земля под этими строениями представляет ценность под жилую или коммерческую застройку, то она легко изымается.

В советское время обучение пилотов легких воздушных судов проводилось в средних авиационных учебных заведениях, где подготовка проводилось на самолетах Ан-2 и Як-18-Т.

В 1980-х появилась Федерация любителей авиации (ФЛА). Первоначальную подготовку любители авиации могли пройти в этой организации, которая самостоятельно выдавала свидетельства пилотов ФЛА. ФЛА регламентировала процесс обучения, разрабатывала требования к обучающимся (возраст, состояние здоровья и т. п.). Финансирование образовательного процесса, закупка и обслуживание материальной части осуществлялась по большей части на государственные средства. Технический парк аэроклубов был довольно пестрым и состоял, в зависимости от направлений подготовки, из дельтапланов, планеров, самолетов (поршневых и реактивных), вертолетов.

По состоянию на 2021 года, для получения свидетельства пилота, дающего право управления лёгким самолётом, необходимо пройти обучение в сертифицированном Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) авиационном учебном центре (АУЦ) по утвержденной программе. Перечень российских авиационных учебных центров, осуществляющих обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала (в т. ч. исключенных из реестра) публикуется и периодически обновляется на сайте агентства.

Перспективы у малой пилотируемой и беспилотной авиации в Башкортостане есть
Перспективы у малой пилотируемой и беспилотной авиации в Башкортостане есть
Автор:Александр  Корицкий
Читайте нас: