В столице Башкортостана г. Уфе 5-6 сентября пройдёт всероссийский фестиваль классической музыки «Романтика осени».
Он состоится на Советской площади. Завтра слушателей ожидает выступление национального симфонического оркестра нашего региона и солистов театра оперы и балета. В среду, 6 сентября, на сцену выйдет Тюменский государственный симфонический оркестр.
По словам министра культуры РБ Амины Шафиковой, фестиваль проводится впервые, событие организовано по предложению Главы республики Радия Хабирова. Симфонические ночи на Советской площади планируется сделать постоянными.
Кстати, на время фестиваля в Уфе перекроют несколько улиц.
Для справки
Симфони́ческий орке́стр - большой коллектив музыкантов для исполнения академической музыки, преимущественно западноевропейской традиции. В основных чертах (количество групп, состав инструментов) сложился в эпоху ранней венской классики в связи с появлением нового крупного жанра - классической симфонии (отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще любая музыка для данного инструментального состава - в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.
Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина, нередко в состав входили лютня, мандолины. «Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена и в музыковедческой литературе именуется «бетховенским». В этот оркестр, помимо струнных смычковых инструментов, занявших в нём ведущее положение, - скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов (так называемого смычкового квинтета, поскольку скрипки делятся на первые и вторые), - входили парные составы деревянных духовых инструментов (2 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета и 2 фагота) и группа медных духовых (2, 3 или 4 валторны и 2 трубы); ударные были представлены литаврами.
Во второй половине XIX века «бетховенский» оркестр уже классифицировался как малый симфонический; большой состав оркестра, начало которому также положил Бетховен, в своей Девятой симфонии (1824 г.), отличался от малого не только расширенным составом каждой секции, но и некоторыми дополнительными инструментами: в нём появились малая флейта, контрафагот, тромбоны, треугольник, тарелки и большой барабан. Позже, в эпоху романтизма в симфоническом оркестре появились арфы, тубы, английский рожок, колокола. Уже в 40-х годах XIX века оркестр Берлинской оперы при необходимости мог обеспечить состав в 14 первых и 14 вторых скрипок, 8 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов, по 4 каждого из деревянных и медных духовых инструментов, литавры, большой барабан, тарелки и 2 арфы. Берлиоз в трактате об инструментовке описал оркестр ещё большего состава, который был необходим для исполнения его собственных партитур. Ещё большее число инструментов включает вагнеровский оркестр.
До начала XIX века дирижёр во время исполнения сам играл - обычно на клавесине или на скрипке. Однако постепенно дирижёры отказались от подобного совмещения.
Симфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы. Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику, музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.
Основу большого симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные. В ряде случаев в оркестр включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа, фортепиано, орган, челеста, клавесин).
0+