Мой отец Вали Гайзуллович Сулейманов родился 22 декабря 1911 года в д. Большое Мукачево Мелеузовского района в крестьянской семье.
Окончив четыре класса местной школы, папа начал работать в сельском хозяйстве. Успел жениться до призыва в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1929 году он и 17-летняя мама, Хадича Лукмановна (дев. - Акбердина), создали семью. Отдав долг Родине, Вали Сулейманов вернулся к молодой жене.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, мой отец был призван по мобилизации Мелеузовским райвоенкоматом 18 августа 1941 года. После подготовки и формирования 7 апреля 1942 года его отправляют в 72-ю кавалерийскую дивизию, воевавшую на Крымском фронте, героически сражавшуюся с прорвавшими нашу оборону немцами в мае 1942-го и расформированную из-за больших потерь 15 июня того же года.
Разведчики смогли сбежать из плена
Как опытного кавалериста, его определяют в разведчики. В ходе выполнения очередного задания моего папу и ещё троих его боевых товарищей немцы взяли в плен. Фашисты били разведчиков, издевались, как хотели. Отца били прикладом в поясницу. Он еле ходил. Их закрыли в бане, но они не отчаивались и по ночам делали подкоп. Папа и двое бойцов смогли убежать, а один красноармеец остался, потому что был крупный и в эту дыру не поместился. Папа часто плакал, когда вспоминал о нём, говорил: «Наверняка его били после нашего побега, мучили…». Он рассказывал о войне мало, да и мы, его дети, были маленькими тогда.
Вернувшись к своим, наши кавалеристы после проверки продолжили сражаться с врагом. С июня 1942 года отец воюет в составе 37-го кавалерийского корпуса.
Потерял в бою лошадь из родного колхоза
Во время одного из боёв осенью 1942 года рядом с папой взрывается снаряд. Его ранило осколком в голову, а лошадь погибла. Она была ему очень дорога. Когда его призвали в Действующую армию, он взял эту лошадку из конюшни родного колхоза «Игенсе».
После контузии отец вернулся домой оглохшим и онемевшим, к тому же осколок во время операции военный хирург решил не удалять, было слишком опасно его трогать. На малой родине его усиленно лечили, как могли в то время. Уход и молодой организм быстро сделали своё дело - папа снова стал говорить и слышать. Только в непогоду из-за осколка в голове папа чувствовал сильнейшую боль…
Поправив, насколько возможно, здоровье на родной земле, он вновь уходит на войну. Сначала его снова направляют в кавалерию, но в мае 1944 года кавалерист становится стрелком 1225-го стрелкового полка. С сентября 1944-го - в составе 205-го стрелкового полка. А с октября того же года и до Победы воевал в качестве миномётчика (заряжающего) в составе 17-й гвардейской танковой Орловской ордена Ленина краснознамённой ордена Суворова бригады. Воевал с 20 февраля 1943-го по 12 апреля 1944 года на I Белорусском фронте, с 1 мая 1944-го - на II Белорусском фронте.
В боях папа снова себя не жалеет. Был легко ранен 7 августа 1943 года, а 20 декабря 1944 года в Польше, на подступах к Восточной Пруссии, гвардии красноармеец Сулейманов был контужен.
Принял роды у немки
Двигаясь в составе II Белорусского фронта (ком. - К. К. Рокоссовский) вдоль южного побережья Балтийского моря, его танковая бригада с середины января 1945 года освобождала польские земли, брала штурмом немецкие города-крепости Восточной и Западной Пруссии (включая город-порт Данциг (Гданьск)), Померании и на Берлинском направлении.
«Война была страшной, - вспоминал часто отец одну трогательную историю, говорящую о том, что даже в военных условиях есть место милосердию, доброте. - Немцы упорно сопротивлялись. Мы проверяли каждый дом, подвалы и сараи. В ходе одного из боёв я зашёл в сарай. Там обнаружил немку, она была беременна. Увидев меня, женщина зажалась в углу и кричала - «Русс - гут, Русс - гут», что значит: «Русский - хороший». В это время у неё начались схватки, она начала рожать. Мне пришлось принять роды… Родился мальчик. Ребёнка завернуть-то не в чего, так что я снял с себя рубаху, завернул в неё малыша, отдал матери,надел обратно гимнастёрку на голое тело и ушёл дальше вести бой. Всегда вспоминаю того мальчика - живой он или нет? Как там у него жизнь сложилась? Повидать бы его, если он живой».
Так 33-летний советский гвардеец спас жизни немецкой женщины и её новорождённого сына.
Медаль «За отвагу»
Участвуя во второй половине апреля 1945 года в Берлинской наступательной операции, при форсировании реки Одер с восточного на западный берег мой отец совершил подвиг, за который его наградили медалью «За отвагу». Вот что указано в архиве Минобороны:
«Заряжающий моторизированного батальона автоматчиков гвардии красноармеец Валий Сулейманов в боях при выходе к морю в районе города Ниргемюнде с плацдарма реки Одер на северо-запад 26.04.45 показал отвагу и стойкость, несмотря на сильный огонь противника был выдвинут расчёт на прямую наводку. Дано задание уничтожить огневую точку противника, которая мешала продвижению нашей пехоты. Укрывшись на опушке леса, немцы мешали продвижению наших танков и дважды переходили в контратаку. Командир расчёта и наводчик были ранены. Не покидая своего поста, тов. Сулейманов продолжал отбивать атакующих немцев миномётным огнём. В результате чего атака была отбита, уничтожена огневая точка противника (станковый пулемёт и 8 вражеских солдат). За смелые боевые действия тов. Сулейманов достоин к представлению правительственной награды - медали «За отвагу».
Командир моторизованного батальона автоматчиков гвардии майор Поляков. 5 мая 1945 г.
Награждаю медалью «За отвагу».
Командир 17-й танковой бригады, Герой Советского Союза, гвардии генерал-майор танковых войск Борис Владимирович Шульгин. 10 мая 1945 г.».
9 мая 1945 года его танковая бригада встретила вблизи восточногерманского города-порта Росток, северо-западнее г. Берлина. До середины осени 1945-го служил в советской зоне оккупации Германии. Демобилизован был в октябре 1945 года.
В родной Мелеузовский район папа вернулся только в ноябре. Помню, что на улице лежал снег. Отца я в сидящем в нашей маленькой избушке солдате сразу не признала. На его гимнастёрке блестели медали «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и знак «Гвардия», рядом с которым были нашивки за ранения золотого и красного цветов.
А вот самую дорогую награду - медаль «За отвагу» - ему вручили только летом 1949 года. При вручении он не смог сдержать слёз. Наша мама долго успокаивала растроганного отца.
Осколок убил в мирное время
После войны в нашей семье родились ещё дети, у меня появились три брата и сестрёнка. Папа с мамой работали в колхозе. Отец плёл тарантасы для гужевого транспорта из прутьев черёмухи, пользовавшиеся хорошим спросом у руководящего состава колхозов.
К сожалению, в 1956 году у нас случилось горе - возник пожар, сгорел деревенский дом, а с ним - многие вещи, включая медали, письма отца с фронта. А через два года, 26 декабря 1958 года, в 47 лет скоропостижно скончался наш героический папа. Врачи выяснили, что осколок в голове всё-таки добил его, зашевелившись при колке дров и повредив мозг. Этот смертельный кусочек металла-нержавейки я видела - такой острый, блестящий… Мама, несмотря на все трудности, смогла поставить на ноги нас, пятерых детей.
В юбилей Великой Победы нужно всем ещё раз осознать, как важно свято хранить память о наших героях, ведь подвиг победителей бессмертен!
Аниса ВАГАПОВА-СУЛЕЙМАНОВА,
жительница г. Мелеуза,
представитель поколения «Дети войны».
Фото из семейного архива Вагаповых-Сулеймановых.
На снимке: Фронтовик В. Г. Сулейманов со своей семьёй.
#Победа80